Знаете как восстанавливали утраченную Янтарную комнату? Её воссоздали по фотографиям. Но это не единственный случай возвращения потерянной казалось бы навсегда реликвии. Другой яркий пример – храм Богоявления на Гутуевском острове. Только благодаря мастерству одного единственного человека сейчас церковь выглядит почти также, как и сто лет назад. Этого человека звали Карл Карлович Булла.
Карл Освальд Булла; нем. Carl Oswald Bulla
26 февраля 1855 - 2 декабря 1929 гг.
Практически всю свою жизнь Карл Карлович жил и работал в Санкт-Петербурге. Увлекся фотографией Булла еще в детстве, когда служил посыльным в компании, которая делала и продавала фотопринадлежности. В 1875 году в 20-летнем возрасте Булла открыл уже свой фотосалон. Чуть позже получил Российское подданство. Популярность молодому фотографу принесли портреты.
Церковь Богоявления Господне на Гутуевском острове 1899 г. (фотограф Карл Булла)
В Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга хранится 238 тысяч стеклянных негативов работ Карла Буллы и его сыновей. Есть среди них и снимки Богоявленского храма. Это серия фотографий интерьера, настенной живописи, уникального иконостаса из фаянса фабрики Кузнецовых, внешнего кирпичного убранства и архитектуры храма. Часть негативов сейчас хранится в церковном архиве.
Специально для императора Николая II в 1899 году фотограф подготовил подарочный альбом с лучшими снимками внутреннего убранства и фресок, написанных на стенах и сводах церкви. Подарок для царя имел особенное значение, ведь церковь Богоявления была заложена в честь чудесного спасения будущего императора во время покушения в Японии. О нем мы рассказывали здесь. Один из двух экземпляров альбома Карл Карлович подарил царской семье, сейчас экспонат – в коллекции Эрмитажа.
Интерьер храма Богоявления на Гутуевском острове, иконостас 1899 г. (фотограф Карл Булла)
Негативы и альбом позволили реставраторам доподлинно выяснить какая роспись и где в доме Господнем располагалась. Фото оказались настолько четкими и качественными, что различимы даже мелкие детали живописи. В итоге успешно восстановили остатки сюжетов на стенах храма, полностью реанимировали фаянсовый иконостас, а значит, церковь получила дореволюционный облик.
Фотоаппарат был тогда громоздкий, деревянный. Вместо плёнки или фотобумаги использовали сухие броможелатиновые пластины.
Именно руке Карла Буллы принадлежат прижизненные фото самых известных людей той эпохи – Ильи Репина, Льва Толстого, Владимира Набокова, Александра Куприна, Фёдора Шаляпина и многих других.
В 2005 году в Санкт-Петербурге учредили Фонд исторической фотографии им. Карла Буллы.
1876 г. - получение подданства России.