Оглавление

О храме

В отдалении от центра города, на Гутуевском острове, в конце Обводного канала, недалеко от торгового порта стоит дивная церковь из красного кирпича с изразцами и большим позолоченным куполом храм Богоявления Господня.

Высотою около 48 метров, храм спроектировал архитектор Василий Антонович Косяков (1862-1921). Его выстроили так, чтобы ещё издали быть видным вступающим в петербургский порт со стороны Финского залива иностранным судам (одно из условий, поставленных перед архитектором). Здание храма, как тогда писали, построено в «русском стиле», точнее сказать, его кирпичной разновидности. Облицованный красным лекальным кирпичом, с коваными железными решетками на окнах, храм сразу же обратил на себя внимание изяществом отделки и обилием наружных украшений.

Храм пережил невзгоды послереволюционного Богоборчества и частичного разрушения, но благодаря духовенству и истинному рвению неравнодушных и верующих людей, вновь возродился в былой красе.

Престольными праздниками в церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове являются дни:
— 6 (19) января — Крещение (Богоявление) Господне.
— 9 (22) мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град.
— 21 июля (3 августа н. ст.) — Преподобного Иоанна Спостника.
— 6 (19) декабря — Святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского.

Четыре храма-близнеца

Четыре собора: храм Богоявления Господня в Санкт-Петербурге, собор Святой Живоначальной Троицы (Шадринский) в Благовещенске, храм Святой Софии в Харбине и Покрова Пресвятой Богородицы (Краснодарский край) построили по одному проекту в конце XIX — начале XX веков. Стены трех из них — Богоявленского, Софийского и Покровского — сумели устоять, но Шадринский не выдержал смуты времени и в 1936 году был снесен.

Первый (старший) — храм Богоявления Господня в Санкт-Петербурге

Храм Богоявления Господня на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге. Начало строительства — 1889 год, освящение — 1899. Автор — архитектор Василий Косяков. Величественный храм высоко возвышается над островом. Он выстроен так, чтобы еще издали быть видным иностранным судам, вступающим в петербургский порт со стороны Финского залива.

Второй — собор Святой Софии в Харбине (Китай)

Храм Святой Софии в городе Харбине (КНР). Начало строительства — 1923 год. Автор- Михаил Осколков (ученик Василия Косякова, который возводил Богоявленский храм). Храм построили в 1932 году, его признали самым большим и красивым в Харбине. После 1950-х годов число прихожан уменьшилось, но когда прекратились службы, неизвестно. В 1997 году храм был отреставрирован. Сейчас в храме находится музей.

В 1923 – 1932 годах, по чертежам В. А. Косякова, в Китайском городе Харбине был построен Софийский собор – абсолютная копия храма Богоявления. В настоящее время храм в Харбине закрыт, но полностью отреставрирован и является одной из главных достопримечательностей города. Он принадлежит Харбинской и Маньчжурской епархии Китайской православной церкви.

Третий — Святой Живоначальной Троицы (Шадринский)

Церковь Святой Живоначальной Троицы, в народе больше известная как Шадринский собор, стояла на углу Большой между Ремесленной и Семинарской. Сегодня это улицы Ленина, Чайковского и Политехническая. Торжественно освящен храм был в 1902 году. В Благовещенске он считался лучшим по архитектуре и красоте, но в 1936 году его разрушили вместе со многими другими храмами.

Заложен 16 мая 1896, в день коронации Николая II. Освящен 17 февр. 1902. Стиль рус. (моск.) архитектуры XVII в. Кирпич. 3-придельный храм. Имел ориг. план в виде лат. креста с удлинен. зап. ветвью. Спрятанную во внутр. пространстве собора апсиду с 3 сторон окружала обходная галерея с проходами в сев. и юж. приделы храма. 8-гранное в плане пространство осн. объема освещалось 16 окнами светового барабана, венчалось куполом лукович. формы диам. 10 м. 2 придела и колокольня венчались шатрами с золочеными луковками, входы в храм обозначались порталами с завершениями в виде кокошников, полы выложены красной и серой плиткой, окна украшены цвет. витражами. На колокольне был установлен купленный С.С. Шадриным самый большой в Благовещенске колокол весом 304 пуда 10 фунтов. В 1936 храм взорван.

Компьютерная модель Шадринского собора, сделанная Алексеем и Анастасией Конзелко, по просьбе Валерия Сикерина.

Четвертый – Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Краснодарский край)

Сегодня немногие знают, что в прошлом он был наречен во имя святого Николая Мирликийского и построен в честь 300-летия правления династии Романовых.

Новоивановская была заселена казаками в 1891 году. Это позднее она стала называться станицей, а изначально – хутор Новоивановский, принадлежащий Ивановской общине станицы Незамаевской Ейского отдела.

После войны церковь была частично отремонтирована и стала амбаром для хранения зерна. Колокола вывезены на оборонные нужды. И только 29 января 1975 года Решением Краснодарского крайисполкома новоивановский храм поставили на государственную охрану, он стал памятником архитектуры местного значения, включен в государственный список памятников истории и культуры Краснодарского края под № 234.

Гутуевский остров: индустриальная романтика Петербурга

Гутуевский остров расположен в юго-западной части дельты Невы, омывается реками Невой, Екатерингофкой и Морским каналом.

За свою историю остров сменил много названий. До основания Петербурга — Витсасаари (Vitsasaari, «витса» по-фински — прут, лоза; «са-ари» — остров). Употреблялся и русский вариант — Кустарниковый остров. На плане Петербурга 1716 года назван Незаселенным, а на плане 1717 года, изданном во Франции, остров обозначен под именем Святой Екатерины. Впоследствии — Круглый остров (1737-1793 гг.). Параллельно — Приморский остров (1764-1801 гг.). Название связано с тем, что остров находится вблизи Финского залива. Среди прочих было и название — Новосильцов, по фамилии его бывшего владельца богатого поручика Новосильцева.

В середине XVIII века остров был куплен у Новосильцева олонецким купцом-судостроителем Кононом Гуттуевым (Хугтуненом), который позже был ратманом (советником) департамента гражданских дел городского магистрата. От фамилии бывшего владельца остров и получил свое название: с 1800 г. — Гуттуевский остров, впоследствии — Гутуевский остров. В 1800-1801 гг. существовал и смешанный вариант Приморский Гуттуев остров или Приморский Гуттуевский остров. На плане 1829 г. ошибочно обозначен как Кукуевский остров.  С конца XVIII в. и на протяжении всего XIX в. Гутуевский остров менял свои очертания: он был разделен Межевым каналом и целым рядом мелких ocyшительных каналов, позже засыпанных. В 1874—1885 гг. при строительстве Морского канала была намыта значительная территория на северо-западе и были присоединены Подбатарейный остров и часть Канонерского; тогда же остров был соединен с островом Вольный. Более полутора веков с момента основания Санкт-Петербурга остров остаётся пустынным. Лишь в последней четверти прошлого века, с сооружением 26-верстового Петербургского Морского канала (открыт 15 мая 1885г.) и переводом сюда из Кронштадта Петербургского Торгового порта, здесь ожила торговля и остров стал постепенно застраиваться. К устроенной при входе в Неву гавани «Новый Порт», где швартовались морские и океанские суда, была проложена Портовая-Путиловская ветвь Николаевской железной дороги. Рядом с портом разместились Сельдяной Буян (склад заграничных сельдей) и пакгаузы переведённой сюда с Васильевского острова Портовой Таможни, что привело к существенному росту числа служащих и живущих в этой части города. В XX в. к Гутуевскому острову присоединены острова Большой Резвый и Гладкий. На территории острова до сих пор находится Морской порт.  Три моста, один из которых — железнодорожный, соединяют его с материком, а тоннель — с Канонерским островом.

Площадь Гутуевского острова около трех квадратных километров.

Настоятель-новомученик протоиерей Василий Медведский

память 14/27 апреля.

  • Дата рождения: 1875 г.
  • Место рождения: Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у., с. Помялово
  • Место проживания: Ленинградская о., г. Тайцы
  • Дата расстрела: 27 апреля 1931 г.
  • Место смерти: Ленинград
  • Где и кем арестован: Ленинградская о.
  • Дата ареста: 6 января 1931 г.
  • Рукоположение: диакон 14.02.1899 г. Место Санкт-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра
  • иерей 17.02.1899 г. Место Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская Духовная Академия. Кто рукоположил:  митрополит Антоний (Вадковский)
  • Источники данных: БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»

Новомученик протоиерей Василий Медведский родился в 1875 году в семье священника Троицкой церкви села Помялово, входившего в состав Новоладожского уезда Петербургской губернии. По окончании в 1896 году Петербургской Духовной семинарии Василий был определён епархиальным начальством на вакансию псаломщика к Георгиевской церкви с.Осьмино Гдовского уезда. Прослужив 8 месяцев в Георгиевской церкви, Василий перевёлся на место псаломщика же в другой приход. Причина столь быстрого перемещения заключалась не в поиске более выгодного места и не в неуживчивом характере Василия.

К перемещению его побудило искреннее стремление помочь своему зятю, мужу родной сестры, оказавшемуся в бедственном  положении. Он, также как и Василий, был псаломщиком Петербургской епархии и служил в Модолицкой Никольской церкви Лужского уезда. Приход этот был гораздо беднее, чем тот, на котором служил Василий, и его причетник, человек женатый и многосемейный, находился в самом бедственном положении. Движимый чувством сострадания к своей родной сестре и к её несчастной семье, Василий решил уступить ему своё место, а самому отправиться на его приход. В результате этого поступка, говорившего о «крепости семейных уз» Медведских, Василий и оказался на новом месте служения. «Псаломщики церквей Молодицкой, Николаевской, Лужского уезда Павел Савин и Осьминскиой, Георгиевской Василий Медведский,- соощал официальный орган церковной печати, — перемещены один на место другого, 12 декабря 1897 года».

На новом приходе Василий пробыл ещё меньше, всего три месяца. Обстоятельство складывались таким образом, что требовали от него возврата на прежнее место служения. Пришлось возвращаться обратно в Осьмино. Василий и сам меньше всего ожидал подобного поворота событий, который был вызван всё той же необходимостью служения своему ближнему. Но без долгих колебаний и раздумий он пошёл и на этот шаг жертвенной любви, довершив до конца начатое дело. Впоследствии в своём прошении об  иерейской хиротонии, поданном на имя митрополита Палладия, он так объяснял мотивы своего поступка: «Окончив в 1896 году курс в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, я милостью Вашего Высокопреосвященства был назначен псаломщиком в селе Осьмино, где прослужил 8 месяцев. Затем, принимая во внимание крайнее бедственное семейное и материальное положение своего зятя, я ходатайствовал вместе с ним пред Вашим Высокопреосвященством о перемещении нас одного на место другого, на что и последовала милостивая резолюция. Спустя 3 месяца после перевода, я получил известие от сестры, что зять сильно заболел и нуждается в помощи по службе. Зная, что такая же самая болезнь и ранее бывала у него и затягивалась на более или менее продолжительное время, я, дабы оказать помощь зятю и не доводить его, человека небогатого и многосемейного, до обременительных для него трат на вознаграждение наёмному человеку за исполнение его обязанностей во время его болезни, решился на некоторое время совсем оставить собственную службу, о чём и заявил местному священнику, который принял на себя труд письменное моё заявление об отказе лично передать отцу благочинному для исходатайствования разрешения у надлежащего начальства».

В результате, как это и случается с теми, кто меньше всего думает о себе и о выгодах своего существования, Василий оказался в положении весьма неопределённом. На прежнем месте служения в Осьмино, числился его зять Павел Савин, который после выздоровления приступил к исполнению своих псаломщических обязанностей. На новом месте, в Модолицах, его тоже никто не ждал, так как он сам письменно отказался от него. К этой фактической неопределённости прибавилась ещё и неопределённость документальная: оказывается, Василий по причине своих переходов туда и обратно не был внесён в клировые ведомости ни Осьминой, ни Модолицкой церкви.. Оно и понятно, ведь клировые ведомости составлялись в конце календарного года, а к этому моменту Василий успевал выбыть из прихода. Что уж и говорить, не слишком хорошее начало для человека, желающего получить священническое место в епархии, где в то время не было проблем с замещением иерейских вакансий, а, наоборот, имел место избыток кандидатов в священный сан.

Но ждать Василию пришлось не долго. Он был рукоположен в сан гораздо раньше, чем многие его однокашники по семинарии. 14 февраля 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершилась его диаконская хиротония, а 17 февраля того же года митрополит Антоний (Вадковский) в храме Санкт-Петербургской академии рукоположил Василия Медведского во пресвитера.(3) Всего два с половиной года после студенческой скамьи он оставался в звании псаломщика. А ведь для подавляющего большинства выпускников семинарии этот срок растягивался на 6-7 лет, ибо в то время старались не рукополагать в священный сан ранее установленного канонами срока. Обычно семинарист, к концу учёбы достигавший 21-22 лет, на протяжении нескольких лет терпеливо ожидал своего часа, трудясь где-нибудь на сельском приходе в качестве псаломщика. Судьба выпускника Василия Медведского сложилась иначе. Пренебрегше с самого начала своей церковной карьерой ради любви к ближнему, он впоследствии щедро вознаграждён был за свою самоотверженность получением священнической вакансии ранее положенного срока. Всего через два года по окончании им семинарии, 2 октября 1898 года, благочинный церквей 2 округа Лужского уезда священник Павел Вишневский рапортовал о нём епархиальному начальству ввиду предстоящей хиротонии: «Псаломщик села Модолицкое Никольской церкви Лужского уезда Василий Васильевич Медведсвий,23 лет, при весьма хорошем поведении и трудовой жизни неопустительно и исправно исполнял псаломнические обязанности как в храме Божием за богослужением, так и в приходе при требоисполнении, что и удостоверяю». (4)

Определён он был на открывшуюся вторую вакансию к церкви св. Димитрия Солунского села Городня Лужского уезда. С этого провинциального прихода и начался его пастырский путь, который он мученически завершит в звании настоятеля Гутуевской Богоявленской церкви города Санкт-Петербурга. До своего назначения в столицу он окормлял ещё  два сельских прихода с.-петербургской губернии: с 1900 по 1907 год он настоятельствовал в Покровской церкви села Югостицы Лужского уезда, а с 1907 по 1915 год – в храме села Георгиевское того же уезда. Ничем особенным не выделялась его жизнь в эти годы. Как и все священники, он совмещал исполнение пастырских обязанностей с преподаванием Закона Божия в ряде министерских, земских и церковно-приходских школ, с 1906 года был назначен духовным следователем 2-го благочиннического округа Лужского уезда и воспитывал в семье двух приёмных мальчиков (своих детей у отца Василия не было). «Поведения весьма хорошего, скромного», — так отзывался благочинный об отце Василии при заполнении соответствующей графы клировых ведомостей Георгиевской церкви.(5)

Начало Первой Мировой войны 1914 года привнесло свои изменения в церковную жизнь каждой епархии Русской Православной Церкви. По мере её углубления возникла проблема нехватки духовенства. С этого времени всё чаще в «Известиях по Санкт-Петербургской епархии» стали появляться ранее не встречавшиеся сообщения о вакантных местах в сельских приходах. В 1915 году с каждым месяцем  число таких приходов неумолимо возрастало. Кадровое полковое духовенство погибало на фронтах, а его место занимало духовенство приходское, необученное отправлению пастырских обязанностей в условиях военных действий. Десятки приходов стояли «без пения». Дошла очередь и до прихода, где служил отец Василий Медведский. В ноябре месяце 1915 года епархиальный орган печати извещал, что церковь села Георгиевское Лужского уезда стоит праздной, и место настоятеля объявлено вакантным.(6) 16 октября 1915 года делопроизводитель Духовного правления при протопресвитере военного духовенства направил в Петроградскую консисторию сообщение следующего содержания: «Распоряжением помощника протопресвитера военного и морского духовенства от14 октября протоиерей лазарета лейб-гвардии Московского полка Авксентий Туревич  освобождается от исполнения возложенных на него пастырских обязанностей в запасном батальоне означенного полка и на священническую вакансию к названному батальону на время войны назначается священник церкви села Георгиевское Лужского уезда Василий Медведский» (7)

Новое место служения отца Василия находилось в Петрограде, на Большом Сапсониевском проспекте, в доме №61. Здесь располагалась полковая церковь св. Архистратига Михаила. Полковой священник занимал квартиру в следующем доме, №63, в здании казарм, где размещался офицерский состав Московского полка. Слово «лейб-гвардия», фигурирующее в названии полка,  являлось почётным наименованием отборных привелегированных воинских частей. Лейб-гвардия была призвана служить верной опоров монархии. Офицеры лейб-гвардии были исключительно дворянского происхождения, а рядовой и унтер-офицерский состав набирался из числа лиц, наиболее благонадёжных в политическом отношении. Соответственно этому подбиралась и кандидатура полкового священника.

Участвовать в военных действиях на фронте отцу Василию не пришлось. Запасной батальон, священником которого он был назначен, оставался в столице и нес охрану города. Но пастырское служение от этого не становилось легче. В те  предреволюционные годы падение дисциплины и брожение началось даже в гвардейских полках. Московский полк не представлял исключения, Для него, по воспоминаниям современников, «была характерна (ещё в предвоенные годы) широкая распространённость либеральных, а то и социал-демократических настроений как среди солдат, так и офицеров. Ходили по полку и нелегальные издания. Отчасти это могло объясняться тем, что нижние чины рекрутировались в полк из числа квалифицированных петербургских рабочих, что было вызвано необходимостью обслуживания состоявших в ведении этой части Главных оружейных мастерских». (8) И всё же в 1917 году в Московском полку не было отмечено ни одного случая ареста, а тем более убийства офицеров, столь обычных для других частей Петроградского гарнизона. Не исключено, что это было результатом пастырской деятельности полкового священника, своим присутствием и служением в определённой степени сдерживавшего разгул революционной стихии во вверенной ему пастве.

После прихода большевиков к власти отец Василий Медведский, как и всё военное духовенство, остался без места. В январе 1918 года последовал приказ Народного комиссариата об увольнении всего духовенства из военного ведомства. Вскоре, однако, он получил новое назначение. В середине 1919 года он был приглашён вторым священником в Гутуевскую Богоявленскую церковь. Сохранился протокол заседания церковно-приходского совета Гутуевского храма от 23 мая 1919 года, на котором обсуждался этот вопрос. В нём, в частности, говорит: «Решено было: согласно просьбы членов совета и некоторых прихожан направить 20 мая сего года к Его Высокопреосвященству, митрополиту Вениамину, депутацию в лице церковного старосты Н.М.Ананьева и товарища председателя В.Н.Мочалина для просьбы назначить постоянного священника, причём было указано, как на желаемого пастыря, на отца Василия Медведского. Владыкою было изъявлено согласие исполнить нашу просьбу, и назначить, и благословить к нам отца Василия, если от него последует прошение». (9)  12 лет прослужил здесь отец Василий, сначала вторым священником, а с 1927 года по день своего ареста — настоятелем храма.

Приход Гутуевской церкви отличался твердой приверженностью Православию, и в годы церковной смуты не уклонялся ни в обновленчество, ни в сотрясавшие епархию всевозможные расколы. Не нарушил этого неизменного пребывания в Истине и её клирик — протоиерей Василий Медведский, завершивший свой земной путь мученической кончиной.

К 1937 году отец Василий проживал за городом, в Таицах, снимая жильё в доме№7 по Санаторской дороге, т. к. приходские дома на Динабургской улице к тому времени были «национализированы». «Поэтому на службу в храм и со службы домой каждый раз приходилось добираться издалека.

6 января 1931 года его повседневный маршрут был неожиданно нарушен. В этот день, в Рождественский сочельник, ему не пришлось вернуться домой. После окончания службы он был арестован и препровождён в камеру городской тюрьмы, находившейся на Нижегородской (ныне ул.Лебедева) улице.(10) Вскоре в эту же камеру поместили бывшего командира лейб-гвардии Московского полка П.М.Яковлева и поручика А.Кованько. А спустя ещё некоторое время сотрудники ГПУ арестовали ещё 40 человек из числа бывших офицеров Московского полка. Всем им было предъявлено обвинение в создании контрреволюционной организации с целью нанесения тылового удара при каких-либо политический осложнениях. «Следуя старым традициям полка, в день полковых праздников и по особо выдающимся полковым дням, — говорится в обвинительном заключении по делу бывших офицеров Московского полка, — устраивались сборища, на которых обсуждались вопросы о методах борьбы с советской властью, об объединении всех бывших офицеров в одну организацию, которая в момент внутренних осложнений в СССР была бы вооружённой поддержкой для контрреволюции. Сборища бывшего гвардейского офицерства начались с 1923 года и продолжались до 1930 года. Происходили они в начале в полковой церкви, с закрытием последней перенесены были на квартиру к полковнику Яковлеву и бывшей полковой даме Мальм.»(11) Так как «сборища» совершались в дни религиозных праздников, то полковой священник должен был иметь к ним самое непосредственное отношение. Поэтому отец Василий подлежал аресту наряду с прочим офицерским составом полка.

Никаких расследований по делу не производилось. Всё устанавливалось на основании показаний арестованных лиц. Отца Василия допрашивали всего один раз, и его показания носят самый нейтральный характер. Он отверг все обвинения в заговоре, отказался охарактеризовать политические убеждения офицеров, не оговорил ни одного из своих союзников и с прямотой и безбоязненностью обозначил своё отношение к власти большевиков. Вот протокол его единственного допроса слово в слово:

«Из бывших офицеров Московского полка знаю Ризникова, Мельгунова, Яковлева, Пемеллер, Пудинского и других, фамилии коих не помню. С ними встречался в разные времена. Про их политические взгляды сказать не могу. В каком-то году, точно не помню, я получил приглашение отслужить панихиду в день полкового праздника 8 ноября. Приглашение получил от Яковлева. Из бывших офицеров Московского полка были Ризников, Морозов, Мельгунов и другие, фамилии коих не помню. Всего было 15 человек. После панихиды тут же на квартире Яковлева было собрание. Говорили о том, что тяжело живётся, страшный голод, думали, что просуществуем ли мы, и больше не помню за давностью времени. В 1930 году я устраивал именины, из бывших однополчан были Яковлев и другие, фамилии коих не помню. Всего было человек 15. Отрицаю факт того, что на этих именинах я провозглашал тост «за свержение советской власти». мои политические убеждения соответствуют моему сану. Советскую власть признаю постольку, поскольку она у власти. Не доволен гонением со стороны советской власти на религию, непосильными налогами, которые советская власть накладывает на духовенство. Цель панихиды была сохранение старых традиций полка. На этой панихиде я не поминал Николая Второго. О времени падения советской власти мы читали вырезки из газет «Руль», «Пробуждение».(12)

Причастность протоиерея Василия к заговору органы доказывать не стали, как не стали вообще разбираться в существе дела. Этого протокола было достаточно органам советского правосудия для вынесения отцу Василию высшей меры наказания, а заодно с ним — ещё 10 участникам процесса по делу никогда не существовавшей организации. Остальные получили разные сроки лагерей.

Чем же объяснима эта беспощадная жестокость? Прежде всего, внутренним содержанием власти большевиков, для которых применение террора – самый обыкновенный метод управления. Но у этого дела была и своя вполне конкретная причина. Её невольно указала в своей заметке, опубликованной в альманахе «Минувшее», вдова расстрелянного протоиерея Василия Наталия Васильевна Медведская. Эта небольшая заметка объёмом всего в три листочка, которая называется «Последняя страница истории лейб-гвардии Московского полка», посвящена судьбе последнего полкового командира Петра Михайловича Яковлева. Вот что пишет Н Медведская: «после октябрьского переворота многие кадровые офицеры, не втянутые в гражданскую войну, были обречены на полуголодное существование и случайные заработки. Среди них оказались некоторые офицеры-московцы, в том числе П.М.Яковлев. В 20-е годы он служил в Балтфлоте в Военно-Медицинской  академии кассиром, шил и чинил обувь для театров. В 1924 году советской властью было принято решение отдать помещение бывшей полковой церкви под клуб одного из ближайших предприятий. В связи с этим Яковлеву было предложено найти оставшихся в живых родственников тех офицеров, что были похоронены в церкви. Их останки предполагалось перенести в другое место.(…) Свинцовые гробы перевозились на простых телегах. Процессия двигалась через весь город (к сожалению место вторичного захоронения установить не удалось). После этой печальной процедуры для родных и сослуживцев перезахороненных офицеров на квартире Яковлева был устроен вечер поминовения. Офицеры были в форменных кителях без погон, дамы – в траурных вуалях. Собрание не носило сколько-нибудь политического характера. (Это было то самое собрание, на котором отец Василий якобы произнёс тост «за свержение соввласти» и совершил молитвенное поминовение Императора – прим. автора (…) В ночь  на 7 января П.Яковлев был арестован.(…) Яковлеву предъявили обвинение в утайке серебряной утвари из полковой церкви, ктитором которой он был как командир полка. Полковое серебро из церкви было сдано по описи, которая хранилась в одном из советских учреждений. На это Яковлев указал на допросах. Однако запрашивать описи никто не собирался, а сам подследственный этого, естественно, не мог сделать».(13)

«Полковое серебро из церкви» и являлось той скрытой пружиной, которая побудила сатрапов диктаторской власти сфабриковать дело бывших офицеров лейб-гвардии Московского полка. Им нужны были драгметаллы, так как бумажные деньги в 30-е годы в стране ничего не стоили. Сталинский курс на индустриализацию привёл страну к глубочайшему кризису. «Одним из его проявлений было разрушение денежной системы и полное разорение бюджета. Огромный дефицит бюджета латали за счёт повышения цен, введения обязательной подписки на займы, а главное – эмиссии. (…) Обесценивание денег вело к массовой скупке товаров в запас и натурализации товарообмена. (…) Произошло раздвоение денежной системы, сложился разный курс цен в монете и бумажных банкнотах, а ряде мест продавцы вообще отказывались принимать бумажные деньги. Огромные суммы в серебре оседали в кубышках». (14) За этим серебром и охотилось ГПУ. Причём сомнительно, что бы охота эта велась из государственных интересов. Скорее всего, добытые деньги шли не в казну, а в карманы стоящих у власти мародёров. Чудом уцелевшие в годы массовых изъятий драгоценности церкви Московского полка в кризисные годы привлекли внимание алчных и хищных представителей большевистского режима. А чтобы придать вид законности репрессиям, обусловленных очередным изъятием, их решили поместить в  контрреволюционное обрамление. Никакого грабежа и бандитизма, идёт борьба с государственными преступниками.

К тем, кто из числа арестованных не желал участвовать в этой инсценировке, применяли методы давления. О них упоминает Н.Медведская: «При немногочисленных свиданиях с родными Яковлев сообщил, что у него отобрали очки и давали подписывать какие-то бумаги, которые он без очков не мог прочесть. Кроме того, перед допросами его помногу часов держали на холодной лестнице».(15) Был и ещё один приём, о котором упоминает автор мемуаров. «В середине 1930 года, — пишет она, — Пётр Михайлович был вызван в военкомат, где ему неожиданно предложили создать военный кабинет в Финансово-экономическом институте и стать его заведующим. Возможность приложить свои военные познания и опыт доставила ему радость. Яковлев с энтузиазмом взялся за преподавание военного дела и организацию кабинета. Создавалось впечатление, что жизнь начинает налаживаться. (…) Многим, подобно полковнику Яковлеву, незадолго до ареста была предложена работа, связанная с их военной профессией».(16) Зачем нужно было это трудоустройство органам, которые знали о предстоящем аресте тех, кого устраивали на работу? В этой игре был свой особый расчёт, она велась с целью сделать будущее арестованного сговорчивее в подписании нужных протоколов. Ведь тот, кому есть, что терять, на допросах будет податливее. Вот и надо было развернуть события так, чтобы у «подопечного» возобновился заметно угасший под гнётом советского режима вкус к жизни. Те же, кто, не взирая на изощрённые методы давления, всё-таки не пошёл на дачу  необходимых чекистам показаний, вызывали по отношению к себе особую ярость и озлобленность. Они-то и были безжалостно уничтожены без всякого состава преступления.(17)

В этом числе оказался и протоиерей Василий Медведский, настоятель Гутуевской Богоявленской церкви. Он так же был втянут в «следствие», т.к. мог знать, где находятся ценности полковой церкви. Но ни сведений о серебре, ни хоть какой-нибудь доказанной или подтверждённой показаниями свидетелей «контрреволюции» нет в единственном протоколе его допроса. Он отказался подписывать ложь в чекистском застенке и по этой причине претерпел насильственную смерть от руки тех, кто не прощал уклонения от отведённой в кровавом спектакле роли. Сохранивший в своей жизни неповреждённым «правило веры» и убиенный безвинно, он был расстрелян, согласно документу, выданном управлением ФСБ, 14/27 апреля 1931 года (на Антипасху, в понедельник Фоминой недели ( второй по Пасхе, св. ап. Фомы) за день до Радоницы), вероятнее всего, в Петербурге, в Доме предварительного заключения, находившегося в то время на Шпалерной улице.

Примечания:

  1. «Известия по Санкт-Петербургской епархии», 1897, №51-52.
  2. ЦГИА СПб, ф.19, оп.115, д.1163, л.1-2. Там же, л.13. Там же, л.3.
  3. ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4269, л.51 об. « Известия по Санкт-Петербургской епархии», 1915, №45.
  4. ЦГИА СПб, ф.19, оп.115, д.1164 л.1.
  5.  Минувшее. Исторический альманах. №1 М., С361. ЦГИА СПб, ф.1001, оп.1, д.11, л.7.
  6. Архив УФСБ по Петербургу и области Д.№П-74702, т.1, л.339. Там же, л.130. Там же, л.520-521.
  7. Минувшее. Исторический альманах.1990,М., С.359-360.
  8. О. В. Хлевнюк. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е годы. М. 1996, С.19-20.
  9. Минувшее. Исторический альманах.1990,М., С.360. Там же. По делу №П-74702 было расстреляно 11 человек.

СССР

5 мая 1935 г. постановлением ВЦИК храм был закрыт. С этого времени начинается его безжалостное разорение. На долгие 56 лет церковные стены превратились в немых свидетелей правления безбожной власти. Фаянсовый иконостас, иконы, церковная утварь – были полностью уничтожены. Здание храма использовалось под овощной склад, мыловаренный завод, склад Фрунзенского универмага.

1940-45 гг. Во время блокады города, когда храм использовали как морг, в его здание попал немецкий снаряд, который пробил крышу, от возникшего пожара, церковь сильно пострадала.

После войны храм долго пустовал. Уничтожение церковь продолжили, устроив в ней мыловаренный завод. Принесло ли мыло кому-нибудь телесную чистоту? Но потемневшие стены храма до сих пор свидетельствуют о том, как легко люди забывают о чистоте своего сердца.

Центральная мощная шлемовидная глава храма была полностью уничтожена в 50-х годах. Когда здание было передано под склад Фрунзенского универмага, глава была сделана заново, но другой формы. Конструкция была деревянной, выполненной наспех с многочисленными конструктивными нарушениями. В подвале много лет стояла вода, так как была нарушена дренажная система и, кроме того, туда постоянно попадали отходы от канализации. Когда были осушены и очищены подвалы, то от каменного пола были обнаружены всего несколько плит.

Рок-группа «Алиса»

Интересный факт наших времен. Одна из самых знаменитых фотографий российского музыканта Константина Кинчева и рок-группы «Алиса» была сделана в 1980-е годы на фоне церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове.

Будь, что будет! Что было — есть!

Смех да слёзы, а чем еще жить?

И если песню не суждено допеть,

Так хотя бы успеть сложить.

90-е годы

19 апреля 1991г. Церковь Богоявления взята под охрану государства как памятник истории и культуры. Распоряжением мэра Санкт-Петербурга №99-р 12 ноября 1991г. Храм передан Православной общине.

19 января 1992г. в престольный праздник Богоявления в храме состоялось Великое освящение воды. С марта 1992г. стали совершаться регулярные богослужения. Восстановление церковной приходской жизни и реставрация поруганной святыни – это две главные задачи, стоящие перед Приходским советом храма Богоявления Господня. Продолжение дорогостоящих ремонтно-реставрационных работ как прежде, так и теперь, главным образом зависит от благотворительной помощи тех организаций, фирм и частных лиц, которые в наше время достаточно твердо стоят на ногах и могут себе позволить думать и заботиться не только о хлебе насущном, но и о духовном будущем России.

Первым настоятелем возрожденного храма стал прот. Александр Захаров. Были возобновлены богослужения, на обновленный золотом главный купол  воздвигнут крест, начались реставрационные работы.

Возрождение храма

В конце 1999 года настоятелем храма назначен прот. Павел Феер.

В 2008 г. закончена внешняя реставрация. Было изготовлено более 10 видов фасонных кирпичей по индивидуальным чертежам, большое количество рисунков майолики.

Практически полностью воссоздан внешний облик храма: возведены главки, воздвигнуты кресты, восстановлены изразцы и большинство мозаичных икон, воссозданы металлические оконные переплеты всего здания, часть кованых решеток окон первого этажа; расчищен подвал здания и восстановлена его гидроизоляция.

Очищены от копоти наружные стены церкви. Отлиты и подняты на колокольню десять колоколов (самый большой весит 1840 кг). Мозаичные композиции икон, выполненные для фасадов церкви Богоявления петербургским мастером-мозаичником И. Ю. Лаврененко, в 2006 г. получили золотую медаль на выставке Denkmal в Лейпциге.

В 2008 г. в Рождественский сочельник состоялось их освящение. Постепенно восстанавливается иконостас и настенная живопись.

Многое уже сделано, многое ещё предстоит сделать, чтобы вслед за П.Ленским мы могли сказать о нашем храме: «здесь вечный Божий дом…»

Обновление иконы Рождества Христова

Чуть более двадцати лет назад сотрудники Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной подарили Богоявленскому храму на Гутуевском острове Санкт-Петербурга икону Рождества Христова, написанную в XIX веке. Образ нуждался в реставрации, но оплатить трудоемкую работу реставраторов Богоявленской церкви тогда было нечем. Святыню лишь слегка почистили, да там, где сошла краска, сделали тонировку. В брошюре Дмитрия Дмитриева икона описывается так:

«В общих чертах сюжет иконы прочитывался: в центре — Младенец Христос, Дева Мария и праведный Иосиф с потускневшими от времени золочеными нимбами; над Святым Семейством — небо с еле заметными звездами; в нижней части иконы, приглядевшись, можно было различить голову тельца. В таком виде икона была помещена на солее главного алтаря храма, около южных диаконских дверей; находилась там, у всех на виду, без малого шесть лет».

Однажды псаломщик Ефим Добрянский увидел, что старая икона Рождества Христова, которая была-доселе закопчённая, с едва~видимым изображением, вдруг стала светлой и заиграла свежестью красок… Вифлеемская Звезда, изображение которой до чудного обновления практически не была видна, проявилась своим сиянием. Стали видны нимбы, лица, детали в четком изложении, как будто после реставрации. Это произошло 14 марта 1998 года.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил епархиальную комиссию, в которую был включен художник-реставратор С.П. Павлов. Комиссия сделала заключение: следов промывки лакокрасочного слоя, даже в мелких трещинах, не было, имели места следы мелких капель воска и старые подтеки масла, что полностью исключало реставрацию. Был подписан акт о нерукотворном преображении иконы, тем самым подтвердился факт чудесного обновления иконы Рождества Христова.

Получив выводы комиссии, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир почтил своим посещением храм Богоявления и сообщил о чудесном обновлении иконы Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, который написал следующую резолюцию: «Благодарю Ваше Высокопреосвященство за информацию о явлении милости Божьей в обновлении иконы Рождества Христова в Богоявленском храме на Гутуевском острове. Слава богу за эту духовную радость!»

Позднее, как стало известно из телевизионного сообщения, группа искусствоведов и реставраторов Эрмитажа тоже подтвердила нерукотворный факт обновления иконы. ведь это было в то время, когда довольно сжато и скромно освещались религиозные события в эфире.

Сбор средств и довольно длительная реставрация храма Богоявления привела почти к полному восстановлению разрушенного ранее иконостаса, выполненного из белого фаянса. Восстановлены и богатые настенные росписи с изображением Благословляющего Спасителя. Образ Тайной Вечери написан во всю алтарную стену, а выше, над Тайной Вечерей роспись Крещения Господня. Вся эта крупно изображенная настенная живопись, как и интерьер храма, производит неизгладимое впечатление на входящих в Храм.

Расположенный в отдалении от центра города, от большого скопления людей и суеты, Храм Богоявления Господня является как бы местом паломничества. Это достаточно уединенное место располагает к еще большему сосредоточению на молитвах, ведь каждый храм, церковь — это обиталище Духа Божьего. И чем ярче и сосредоточеннее молитва верующего в стенах храма, тем больше шансов, что она достигнет Спасителя!

Чудесное обновление иконы Рождества Христова в храме Богоявления Господня на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге еще одно доказательство проявления Силы Господней.

«Акт» подписали протоиерей Геннадий Бартов – настоятель Свято-Троицкого Измайловского собора, благочинный Адмиралтейского округа; игумен Александр (Фёдоров) – настоятель церкви св. вмц. Екатерины в Академии Художеств, член епархиального совета Санкт-Петербургской епархии; священник Александр Захаров – настоятель храма Богоявления на Гутуевском острове; Иван Николаевич Шитяков – помощник председателя Приходского совета храма Богоявления: Сергей Анатольевич Павлов – художник-реставратор.

Получив выводы комиссии, митрополит санкт-Петербургский и Ладожский Владимир почтил своим посещением храм Богоявления и сообщил о чудесном обновлении иконы Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Его Святейшество положил на рапорте Его Высокопреосвященства следующую резолюцию:

«10.IV.1998 г. Благодарю Ваше Высокопреосвященство за информацию о явлении милости Божией в обновлении иконы Рождества Христова в Богоявленском храме на Гутуевском острове. Слава Богу за эту духовную радость».

Клирики храма Богоявления

  1. Священник ЕВТИХИЙ Яковлевич Баланович 1899 – 1901.
  2. Священник ИОАНН Троицкий — 1902- 1909.
  3. Священник ПАВЕЛ Александрович Лебединский 1909 – 1922.
  4. Священник ВАСИЛИЙ Васильевич Медведский 1927 – 6 января 1931, расстрелян в апреле 1931 г. С 5 мая 1935г. по 4 января 1991г. – Храм закрыт.
  5. Иерей АЛЕКСАНДР Васильевич Захаров с 9 января 1992 по октябрь 1993г.
  6. Иерей КИРИЛЛ Владимирович Копейкин октябрь 1993 по 5 апреля 1994г.
  7. Иерей АЛЕКСАНДР Васильевич Захаров с 5 апреля 1994 по 1 декабря 1999г.
  8. Протоиерей ПАВЕЛ Михайлович Феер с 1 декабря 1999г.

НАСТОЯТЕЛИ

Предыдущее место служения
Баланович Евтихий Яковлевич, священник Преображенская церковь за Московской заставой 28 августа 1897 —
Лебединский Павел Александрович (Санкт-Петербургская еп. — 2 февраля 1916), протоиерей второй священник 7 декабря 1909 — 2 февраля 1916
Эльтеков Георгий Иванович ( — после 1934), священник второй священник 5 февраля 1916 — 1924
Медведский Василий Васильевич ( — Ленинград, май 1931, расстрелян), протоиерей 1927 — арестован 7 января 1931

СВЯЩЕННИКИ

Предыдущее место служения
Лебединский Павел Александрович (Санкт-Петербургская еп. — 2 февраля 1916), священник диакон Демидовского дома призрения трудящихся опр. 12 августа, рук. 24 августа 1897 — 7 декабря 1909
Эльтеков Георгий Иванович ( — после 1934), священник 7 декабря 1909 — 5 февраля 1916
Чачков Георгий, священник 5 февраля 1916 —
Троицкий Иоанн, священник — 1916 —

ДИАКОНЫ

Предыдущее место служения
Троицкий Иоанн Афанасьевич (Псковская губ. — ), диакон Екатерининская церковь на Васильевском острове 29 июля 1897 —
Гаврилов Михаил, диакон 12 октября 1920 —

ПСАЛОМЩИКИ

Троицкий Илья 16 июля 1897 —
Вознесенский Владимир Алексеевич (Санкт-Петербургская еп. — ) 16 июля 1897 — диакон — 7 января 1915
Шадрин Иван Иванович 17 ноября 1897 — диакон — 22 апреля 1908
Вознесенский Алексей, диакон 22 апреля 1908 — 29 декабря 1908
Славнитский Михаил 25 января 1909 — диакон — 17 марта 1914
Хмырев Дионисий 17 марта 1914 — 1916 —
Зимнев Иван 12 января 1915 — 1916 —

ПРОСФОРНИ

Предыдущее место служения
Михайловская Мария Николаевна вдова священника 1897 — 1898 —

СТАРОСТЫ

Предыдущее место служения Последующее место служения
Журавлев Петр Леонтьевич нарвский купец (а 1905 пот. поч. гр.) — утв. на второе трехлетие 10 июля 1902 — утв. на третье трехлетие 15 июля 1905 — утв. 16 июля 1908 — утв. 12 августа 1911 — Золотая медаль для ношения на шее на Андреевской ленте (6 мая 1905)
Васильев Филипп Семенович — 1916 —