Оглавление

Экстерьер храма

Архитектору удалось найти удачное соотношение между главами церкви, что придало особую выразительность ее силуэту. Открытая кирпичная кладка стен церкви, была богато украшена изразцовыми вставками, цветными майоликовыми поясками, карнизами, вставками, киотами с мозаичными иконами, кружевами кокошников с гончарными рельефами в днищах, шатрами под главками. Все это делало Богоявленскую церковь настоящим чудом строительного и камнерезного искусства. Внутри храм был очень просторным и так же нарядно украшенным, как и снаружи. Для храма была разработана уникальная по тем временам система электрификации: помещение освещали полсотни лампочек, спрятанных за притолокой алтарной арки.

Трехпрестольный храм Богоявления вмещает до 700 человек. Алтарная часть отделялась одноярусным иконостасом, выполненным из фаянса на знаменитой фарфоровой фабрике М.С.Кузнецова, и отмечен был наградой на Всемирной Выставке в Париже в 1900 г. Запрестольный образ Тайной Вечери написанный во всю алтарную стену виден с любого места в храме. Выше над Тайной Вечерей, образ Крещение Господне, изображенные на нем берега Иордана и окружающий пейзаж были выполнены А.С.Сланцевым с натуры, для чего он специально ездил в Палестину. В главном куполе барабана на высоте более 30 метров написан образ Спасителя. В нижней части барабана, помещался аркатурно-колончатый пояс, интерколюмнии которого были заполнены 32 иконами – праотцы, пророки и апостолы. Настенная живопись храма была выполнена А.С. Славцевым, орнаментальная роспись – К.Н.Бутаковым, иконы в киотах и барабане написаны — А.М. Постниковым.

Центральный большого размера купол имеет луковичную форму и поставлен на высокий барабан, окружённый поясом окон и кокошников, купол украшали рельефные узоры. Две малые главы – шатровые колокольни над входом. Фасады украшены орнаментальными узорами с изразцовыми и майоликовыми вставками, вход обрамлён арочным порталом. Стены из красного кирпича не оштукатурены и у центрального входа имеют красивую кладку. Над входом возвышается сужающаяся к верху двухъярусная шатровая колокольня со стрельчатыми арками звонниц, увенчанная золочёной луковичной главкой с крестом. Колокола отлил завод А.Д. Самгина и их даже демонстрировали на Всемирной выставке в г. Чикаго (США).

Главный алтарь был освящён во имя Богоявления Господня 29 апреля 1899 года митрополитом Антонием (Вадковским) в служении вместе с о. Иоанном Кронштадтским.

А 18 июля 1899 года были освящены боковые приделы: левый – во имя Св. Преподобного Иоанна Постника (названный в честь жертвователя (на строительство и убранство им было истрачено 300 тысяч рублей) и правый – во имя Святителя Николая Чудотворца. С тех пор день 29 апреля ежегодно отмечался в церкви торжественным богослужением, а с 1912 года – крестным ходом по приходу.

В архитектуре Гутуевской церкви видны характерные признаки русского зодчества 17 века, особенно памятников Ярославля этого периода. Здание храма, как тогда писали, было построено в «русском стиле», точнее сказать, его кирпичной разновидности. Облицованный красным лекальным кирпичом, с кованными железными решетками на окнах, храм сразу же обращал на себя внимание изяществом отделки обилием наружных украшений. Фасады церкви не оштукатурены и, таким образом, красный кирпич определял бесконечное разнообразие «узорочья», достигаемое как приданием разной формы кирпичу путем тески, так и использованием лекального кирпича. Кроме того, разнообразные приемы кладки, углубления и выдвижения кирпича на стенах позволяли выполнять ширинки, бегунки, поребрики в самых многочисленных вариантах. Большое оживление вносили богатые майоликовые изразцовые вставки с полихромными рисунками в ширинках горизонтальных поясков храма, выполненные на заводах Кузнецова.

Живопись и интерьеры

Богоявленская церковь имеет три придела:

  • главный придел, посвященный спасению наследника престола во время путешествия по Японии;
  • придел Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников;
  • придел Иоанна Постника, которого считал своим покровителем купец, пожертвовавший большую сумму на строительство церкви — владелец ткацкой мануфактуры И.А. Воронин.

Церковь высотой сорок метров с шатровой колокольней поражает своим внешним великолепием. Она украшена снаружи мозаиками, изразцами и коваными решетками. В убранстве храма выделяются:

  • фаянсовый иконостас цвета слоновой кости;
    великолепные настенные росписи – «Тайная вечеря», «Крещение» и другие;
  • три бронзовых золоченых паникадила.

Живописное убранство храма весьма своеобразно и по-своему уникально. Стены полностью покрыты росписью. С одной стороны, это традиционный для древнерусского искусства приём с разделением на евангельские сюжеты и изображением святых в различных геометрических формах, связанных развитыми орнаментальными мотивами. С другой стороны, сюжетные композиции написаны в реалистической, объёмно-пространственной манере, являясь практически многофигурными картинами.

Можно сказать, что живопись храма, находящаяся в контексте художественных достижений своего времени, в определённых аспектах революционна. Евангельские сюжеты выполнены по законам построения исторической картины, но с явным влиянием нарождающегося «русского импрессионизма». В манере А. С. Славцева, который по примеру Александра Иванова ездил в Палестину и писал с натуры берега Иордана в пору весеннего цветения, прослеживается увлечение пленерной живописью.

Всё это органично сочетается с развитым орнаментальным декором, в который включены изображения Серафимов в духе стиля «модерн».

Автор, несомненно, испытывал влияние современных ему художников. Например, в сюжете «Явление Воскресшего Христа при море Тивериадском», композиционно напоминающем суриковское «Покорение Сибири Ермаком», одновременно прослеживаются и живописные достижения импрессионистов, а в алтарной росписи «Тайная Вечеря» использованы находки Николая Ге в его библейских картинах. Над хорами на западной стене храма расположена композиция «Благословение детей», очень интересная по передаче световоздушной среды, так же как и «Отрок Иисус в храме» на северной стене, не избежавшая влияния Василия Поленова. Творческое наследие А. С. Славцева малоизвестно и совершенно не изучено. Роспись храма Богоявления, возможно, главное и единственное крупное произведение этого талантливого художника. Тем важнее максимально бережно сохранить и воссоздать этот уникальный памятник монументального искусства.

«Исцеление прокаженного» Лк: 5, 12-16

«Беседа с самарянкой» Ин: 4, 6-38

«Беседа с Никодимом» Ин: 3, 1-21

«Спаситель у Марфы и Марии» Лк: 10, 38-42

Роспись плафона западной части храма